Не успела общественность «переварить» предложение конфисковывать автомобиль за опасное вождение – инициативу председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, как появилась новая идея ужесточения законодательства. Принятый в первом чтении законопроект предусматривает пока штраф за опасное вождение в размере 5 000 рублей. Однако тут же депутаты заговорили о необходимости ужесточения этого наказания.
Проблема пока в том, что никто не знает, что такое «опасное вождение». Этот термин введен в Правила дорожного движения в июне 2016 года и пока не имеет четкого определения. В настоящее время Госавтоинспекция МВД РФ еще только готовит для инспекторов «рекомендации по выявлению и процессуальному закреплению указанного нарушения ПДД». По информации СМИ, при разработке методики используются наглядные примеры агрессивной езды, которые размещены на сайте «опасноевождение.рф».
Напомним, что сегодня ПДД трактуют термин «опасное вождение» как «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом» действий, таких как отказ уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом проезда; перестроение при интенсивном движении на всех занятых полосах (кроме случаев поворота налево или направо, разворота); несоблюдение безопасной дистанции, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону. Отметим, эти маневры признаются опасными, если они провоцируют «ситуацию, создающую угрозу гибели или ранения людей, повреждения ТС, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Под него при желании (и при отсутствии четких инструкций) можно подвести и «безбашенного» лихача, и просто неопытного новичка только что закончившего обучение в автошколе. Всем понятно, что закон нуждается в доработке, однако тут важнее сделать его дееспособным, и не обязательно жестоким. Все помнят, как с введением «нулевого промилле», не учитывавшего погрешность приборов, лишились прав многие добросовестные водители. В то же время это не привело к сокращению случаев действительно «пьяного» вождения: привлечь можно было буквально любого автомобилиста, в то время как по-настоящему опасные преступники оставались безнаказанными.